газета "На Варшавке"
№ 1 (88) ЯНВАРЬ 2005
 
 
Валерий Шанцев: «ПРОЦЕСС СТАБИЛИЗАЦИИ НАСТУПИЛ»
Фото: Дмитрий Дунько

Завершившийся 2004 г., как и ожидалось, был непростым. И дело не только в том, что он високосный. «Год тревог и ожиданий, год надежд» — такое название было избрано для итоговой пресс-конференции, которую 29 декабря в здании столичного правительства на Новом Арбате провел вице-мэр Москвы Валерий Павлинович Шанцев.

Едва ли не самой главной задачей в минувшем году было обеспечение безопасности в столице. Серия чудовищных терактов в августе —сентябре заставила содрогнуться не только всю Россию, но и весь мир. Почти одновременные взрывы двух самолетов, вылетевших из аэропорта «Домодедово», взрыв на автобусной остановке у станции метро «Каширская», взрыв у станции метро «Рижская», трагедия в Беслане — вот только некоторые из драматических событий 2004 г. По опросам общественного мнения, 70% москвичей в те дни не были уверены в собственной безопасности. «Сейчас ни одно государство не защищено от международного терроризма, — сказал вице-мэр, — и мы вправе задать себе вопрос, все ли сделано, чтобы предупредить такие события». По словам В.П. Шанцева, городские власти предприняли серьезные усилия, чтобы обеспечить безопасность жилого фонда, школ, детских садов, учреждений культуры и здравоохранения. Была «расчищена» 25-метровая зона около станций метрополитена, что также повысило уровень безопасности в городе. На эти цели из московского бюджета было выделено немало средств, которые пошли в том числе и на оплату дежурных в подъездах. «До конца года мы закончили эту работу, и последний объезд города показал, что большинство районов с задачей справились», — резюмировал вице-мэр.

Многие проблемы, как правило, возникают по экономическим причинам. Сокращение доходов и банальная нехватка денег стали головной болью столичных властей в прошлом году. Во-первых, город потерял около 25 млрд. рублей из-за того, что были изменены пропорции поступления доходов от налогов в пользу федерального бюджета. Еще одна статья незапланированных расходов — изменение в системе предоставления льгот. Городским властям потребовалось срочно искать дополнительные средства, чтобы поддержать малоимущие слои населения, натуральные льготы которых были либо вовсе отменены, либо заменены скудными денежными компенсациями. Власти Первопрестольной правильно оценили возможную социальную напряженность и поспешили заверить москвичей, что все привычные льготы в городе будут сохранены. В первую очередь это касалось бесплатного проезда на городском транспорте для пенсионеров. Как показали стихийные митинги, прошедшие в январе 2005 г. в Московской области и по всей России, это решение столичных властей оказалось правильным. Но оно обернулось и дополнительной нагрузкой на московский бюджет. Заявив о поддержке перехода от «нерыночных» натуральных льгот к системе денежных компенсаций, В.П. Шанцев отметил: «В других городах, где этих льгот не было, любая пришедшая сумма является позитивом, даже сто рублей. У нас же ситуация совершенно иная. Если бы нам надо было отменять эту систему, то каждую льготу, каждую дополнительную потребность мы должны были бы купить по рыночной стоимости, а в Москве это деньги гораздо большие, чем в любом другом регионе». Несмотря на огромные затраты на обеспечение льгот, вице-мэр заверил, что Правительство Москвы не снизило денежной обеспеченности ни одного льготника и что в 2005 г. ни одна льгота не будет сокращена.

В силу своего особого экономического положения Москва как столица государства привлекает огромное количество денежных ресурсов. По финансовому благополучию нашему городу нет равных в стране. Но не только столичный статус обеспечивает Москве устойчивый экономический рост. В 2004 г. в Москве были приняты свыше 50 различных программ развития, рассчитанных как на год, так и на более длительный срок. Все они выполнены и перевыполнены и приносят новые доходы в городской бюджет.

Темпы роста промышленности в прошлом году составили более 8%. «Это тот темп, каким мы должны идти к 2010 г., главная задача которого — удвоение ВПП», — заметил В.П. Шанцев. В минувшем году отрасли, которые долгое время «стояли на месте», наконец-то сделали рывок вперед: до 115% выросла металлообработка, примерно на столько же — легкая промышленность. Население перестало ориентироваться на дешевую китайскую и турецкую продукцию, многие выбирают качественные отечественные товары. Средняя заработная плата в промышленности сегодня составляет около 14 тыс. рублей. При этом работой обеспечено практически все трудоспособное население. Уровень безработицы по городу оказался ниже ожидавшегося и составил 0,6%.

Колоссальный рывок вперед сделал малый бизнес, объем товаров и услуг в нем повысился на 62% и достиг 0,5 трлн. рублей. Растет количество занятого населения на малых предприятиях: в промышленности, науке и научном обслуживании, ремонте, строительстве и т. д. В прошлом году городские власти вложили в развитие малого бизнеса 5 млрд. рублей. «Часто можно услышать: зачем их поддерживать, — сказал В.П. Шанцев. — Вступая во взаимодействие с предприятиями — средними, крупными и малыми, — мы тем самым даем им развитие, возможности для реконструкции, пополнения оборотных средств, увеличения объема производства. В среднем каждый вложенный в такое взаимодействие рубль дает около 5–6 рублей налоговых выплат. Тем самым мы как бы вытягиваем себя из той ситуации, в которой вынужденно оказались после реформ начала 1990-х гг., когда в основном шло разрушение, а сейчас нам надо это восстанавливать, процесс стабилизации наступил».

Важная для столицы отрасль экономики — строительство — также показала хорошие темпы развития. В соответствии с принятой программой строительства жилья в городе было возведено 4,5 млн. кв. метров. Многое сделано в сфере образования и культуры. Городское хозяйство полностью справилось с поставленными задачами, более 10,5 млрд. рублей выделено на ремонт жилья.

«Городской транспорт функционирует без сбоев. Реализованы все социальные программы. Бюджет Москвы является социально ориентированным, более 40% доходов распределяются в социальную сферу. Программы защиты инвалидов, детей, многодетных семей, неполных семей, обеспечения питанием нуждающихся в школах выполнены полностью», — отметил В.П. Шанцев. Москва по-прежнему является привлекательным инвестиционным регионом. Только иностранных инвестиций в 2004 г. было получено 15 млрд. долларов. Иностранные рейтинговые компании, которые определяют состояние инвестиционного климата в странах и регионах, присвоили Москве высший рейтинг. Это позволит городу получать более дешевые и выгодные кредиты.

В ходе пресс-конференции журналисты задали вице-мэру несколько острых вопросов, не поверив радужной картине развития столицы. Один из них касался обилия игорных заведений в городе. Российский Лас-Вегас, как окрестили журналисты Москву, продолжает расширяться, и многим это не нравится. «Игровые автоматы и залы около станций метро опечатаны и прекращают действовать, — заверил В.П. Шанцев. — Есть определенная тенденция, которая наметилась с середины 1990-х гг., — все больше разрешительных функций отдается на уровень федеральных агентств. А Правительство Москвы выполняет лишь роль консультанта. Если говорить о казино, то за них отвечает Федеральное агентство по спорту и туризму. Нам не нужно столько казино. На наш взгляд, нужно обратно передать разрешительные функции субъектам Российской Федерации. В Москве много нежилых помещений находится в частной и федеральной собственности, в нашей — только 30%. Если это частная собственность, то мы не имеем возможности влиять, и это неправильно».

Прозвучал вопрос и о повышении тарифов на коммунальные услуги. В.П. Шанцев пояснил, что главная причина этого — рост цен на базовые ресурсы по решению Федеральной тарифной комиссии. Если повышаются одни тарифы, это влечет повышение других. Повысилась абонентная плата за пользование сетями РАО ЕЭС, повысились цены на газ и т. д. Кроме того, на рост цен влияет и инфляция. В среднем она составляет 10–15%. Также на инвестиционную составляющую любого энергоносителя влияют необходимость ремонта оборудования и новое строительство. Однако вице-мэр напомнил, что по московским законам те, кто имеет доход на одного члена семьи менее 500 рублей, вообще ничего не платят: «Сколько бы мы ни повышали тарифы, все то, что свыше 10% дохода, будет оплачиваться из бюджета в виде субсидий. Социальная защита в Москве самая сильная в стране. Правительство России очень часто обвиняет нас в том, что мы самый богатый город и балуем население. То, что мы распределяем, — заработано москвичами. Мы осуществляем адресную поддержку москвичей».

Много нареканий поступает на работу службы «одного окна». В.П. Шанцев сказал, что нужно правильно понимать эту систему. «Документы, которые необходимы москвичам, должны выдаваться по следующей схеме: принесли свои документы властям, а те должны выдать нужный документ, при этом все согласования производят сами. И если приняли документы к рассмотрению, то отказать потом не имеют права. В этом весь смысл. Мы определили перечень документов, сроки выдачи, а также возмездный это документ или нет. Большинство документов оформляются бесплатно». Раньше по такой схеме выдавалась лишь часть документов. С 1 января 2005 г. так будут выдаваться все документы — в Москве разработана специальная информационная система, которая должна сделать службу «одного окна» оптимальной.
М. Строганов

 
 

Другие публикации в Перекрестке:

ЗА СОЦИАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКВИЧЕЙ
 


 
Rambler's Top100
 
 
 
   
   
© Редакция газеты "На Варшавке"   
na-warshavke@yandex.ru   
    

 

Реклама
авто грузоперевозки по Москве спецтехника!. На популярном интернет портале браузерные игры - перейти на сайт и играть. Доставка по Украине книжный магазин
Hosted by uCoz